О Таджикистане  |   Новости Таджикистана  |   Гостиницы Таджикистана  |   Туры в Таджикистан  |   Виза в Таджикистан  |   Рейсы в Таджикистан     

 
 
 
 
 
 
 

День 4. "Семь озер - семь цветов"
Подъем на "Крышу мира". "Орексиада Таджикистанская"


Чернильное озеро Рано утром, встав на рассвете, мы выехали на Маргузорские озера, или как их называют местные - Хафт Куль (Семь Озер) - каскад из семи горных озер в Фанских горах. Дорога заняла около двух часов, в основном по предгорьям, а с определенного момента она начала втискиваться в живописное горное ущелье. Доехали в тот день мы, правда, только до пятого, красного озера (60 км от Пенджикента) - дальше уже не успели, пришлось бы здесь остаться на ночь, а его величество график не позволял. Говорят, что все эти озера имеют разные цвета - в этом мы убедились лично, уж точно до пятого.

Бирюзовое озеро Первое - озеро Нежигок - темно-синее, "чернильное", как мы его назвали, по большей части поверхности, с прозрачными зеленоватыми прибрежными полосами. Второе - озеро Соя - темно бирюзовое, третье - озеро Нафин - бирюзовое, четвертое - озеро Хурдак - крохотное, в виде разлива на речке Холоничистон (именно на ней расположены все эти озера) обозначено на карте, но из-за большого объезда этого места по горам мы его не увидели. Пятое - озеро Маргузор, самое большое и красноватое цветом, а местами и вовсе красное. Притом, местные жители сказали, что краснеет оно по четвергам (а это как раз был четверг).

Парни из Пенджикента на Бирюзовом озере У меня, разумеется, имел место определенный скептис - мол приехали бы мы в понедельник, и услышали бы такую же точно историю, но с участием "дня тяжелого"!?. Однако, на самом деле, верить туристу во все чудеса, которые ему преподносит Путь (и люди на нем) всегда хочется - иначе зачем же тогда куда-то ехать и поэтому скептис успокаивал совершенно равнодушный и непредвзятый вид местных пастухов, у которых эта информация была получена - все таки не профессиональные тур-гиды, пастухи - зачем же им заведомо вводить нас в заблуждение?!

Красное озеро Но, как бы то не было, большое и вытянутое озеро Маргузор было все в красных пятнах и разливах и что это такое - каждому из нас оставалось трактовать лишь "по [своей] вере".

 Ах, вот что делает воду в четвертом озере красной! Нельзя только не заметить, что на обратном пути, кажется, где-то на выходе воды из первого озера в лунке большого камня, выдающегося из воды, мы увидели красную воду. Как она сюда попала, не окрасив три озера, через которые прошла, каков состав - все это осталось для нас покрытым тайной...

Тряска по бездорожью, становящаяся для нас ежедневным делом была названа нами в шуточной форме "занятием таджи-чуань" (на манер гладкой, пластичной и диаметрально противоположной в движениях древне-китайской техники "тайдзи-чуань"). Резкие раскачивания, которые уготовили нам горные дороги Таджикистана - горизонтальные, вертикальные, вперед, назад, и периодически - подбрасывания вверх - все это подразумевало освоение новой техники выживания во время продолжительных переездов.

В музее Рудаки По дороге заехали в селение Панджруд - место рождения Рудаки, где посетили музей памяти и мавзолей легендарного средневекового поэта.

Мавзолей Рудаки Далее стали подниматься вдоль горной речки, по направлению к альплагерю Артуч. По дороге остановились возле купающихся в небольшой заводи сельских пацанов - пофотографировать их, но тут я не выдержал и бегом, в чем был, побежал купаться с ними (под бурный восторг последних). Причиной этому была не только жара, но еще и давнишняя привычка купаться везде и всегда - будь то голубизна воды горного озера или илистая муть какого-нибудь канала. У нас в кругу моих ташкентских друзей есть даже маленький "клубик" любителей купаться в арыках, каналах, лотках - ну, разумеется, не в городских, а на лоне природы.

Не удержался и.. искупался Но что интересно - это и последующие мои частые купания породили сначала недоумение, потом любопытство, а потом целое движение последователей из числа нашей экспедиции и вот уже через несколько дней Хуршеда-апа первой выбегала из машины и прямо в платье становилась под какой-нибудь водопадик по дороге. В общем купаться стали все - даже консерваторы, раннее смотрящие на такую воду, как на "арычную". "Дурной пример заразителен…".

Горный таджик Сотовой связи не стало, и мы перестали копаться в своих мобилах и весь путь обозревали дорогу. В Таджикистане очень много мобильных операторов - кажется более шести, но нам посоветовали для путешествия по отдаленным и горным районам взять Tcell у которого охват лучше на севере, а для южной части путешествия - MLT.

Альплагерь Артуч По километражу путь от озера Маргузор до Артуча составил всего-то 126 км, но по времени это заняло полдня (Эх, дороги...) В настоящее время возрождаемый благодаря частным инициативам, ранее, в девяностых, почти полностью разграбленный, легендарный альплагерь Артуч овеял нас альпинистско-бардовской романтикой, однако селиться ни в заново отремонтированных коттеджах по 50 долларов за каждый, ни в многоместных номерах старого деревянного двухэтажного здания, пусть даже за символическую цену, мы не захотели и решили, наконец, разбить свой лагерь и переночевать в палатке.

Наша американская палатка За каменной межой, примыкающей к лагерю летовки пастухов, с их благосклонного позволения, на зеленой лужайке у холодной речки мы стали ставить свой вигвам, что превратилось в целую эпопею - одну из значительных глав "Орексиады Таджикистанской". Уже снимая (втроем) палатку с багажника машины, нам показалось, что она какая-то, ну так скажем, "тяжеловатая".

Женщина из горного кишлака Достойно управившись с переносом ее из пункта "А" в пункт "В", мы стали сначала разбирать, а потом пытаться установить ейную, и что же?! Оказалась, что это огромная, с толстенными трехслойными стенами и вовсе без всякого дна американская военная палатка на 10 мест. Эх, не хватало тогда десяти американских здоровяков-солдатиков, которые бы взялись с восьми ее (палатки) углов и да как натянули бы ее, а двое бы изнутри подымали бы купол. Однако пришлось обходиться имеющимися у нас ресурсами и четверо мужиков, мы не без усилий, криво и косо, но все-таки ее, родимую, поставили и натянули.

Таджикская женщина Правда, по виду она у нас напоминала скорее покосившийся ветхий сарай, чем горделивый и воинственный шатер, но спать в ней можно было. Полное отсутствие дна (Вот бы хоть один из трех толстенных слоев самой палатки пустить бы на дно, - мечтали мы) было компенсировано за счет нескольких курпачей (тонких матрасов) и старых паласов, любезно предоставленных главой семьи пастухов (в которой, кажется, царил матриархат) - пожилой женщиной, которая нас и приютила на территории своего живописного и стоящего в отдалении, и от их летовки, и от альплагеря, участочка.

Пикник Хуршеда-апа приготовила плов - как всегда очень вкусный. На ужин мы пригласили Мухаммада-ако, теперешнего владельца лагеря Артуч. Оказалось, что он сам родом из близлежащего кишлака, однако давно уже живет в Душанбе и работает в Республиканской прокуратуре. Однако, как он признался нам у костра, душа его здесь, и сюда он приезжает при каждой возможности и обязательно в отпуск, в коем он и пребывал. Да, не мудрено, кивали в такт мы, оставить здесь душу, и тут вспомнились слова песни знаменитого советского барда Юрия Визбора, фрагмент которой мы видели часом раньше в просторной столовой альплагеря:

Известный бард Юрий Визбор Я сердце оставил в Фанских горах,
Теперь бессердечный хожу по равнинам,
И в тихих беседах, и в шумных пирах,
Я молча мечтаю о синих вершинах.

Когда мы уедем, уйдем, улетим,
Когда оседлаем мы наши машины,
Какими здесь станут пустыми пути,
Как будут без нас одиноки вершины.

Фанские горы Дети Фанских гор Лежит мое сердце на трудном пути,
Где гребень высок, где багряные скалы.
Лежит мое сердце, не хочет уйти,
По маленькой рации шлет мне сигналы.

Я делаю вид, что прекрасно живу,
Пытаюсь на шутки друзей улыбнуться,
Но к сердцу покинутому моему,
Мне в Фанские горы придется вернуться.


После всего я в палатку не пошел, а спал в спальном мешке под звездами, которые были необычной, просто огромной величины каждая. Засыпая, я глядел на эти восхитительные светила, думая о вечном, и… не заметил, как провалился в сон. Следующим кадром было пробуждение от ощущения того, что кто-то стоит рядом. Вмиг вспомнились в пробуждающемся сознании вчерашние рассказы у костра о волках и медведях, в изобилии проживающих в этих горах. Эти размышления заняли доли секунды.

Потом, несмотря на всяческое нежелание, было принято решение открыть глаза. Рядом действительно кто-то стоял. Не рядом, а прямо над моей головой и под огромными звездами нависла голова огромного пастушьего пса. Мы посмотрели друг на друга, после чего "ночной дозор" потерял ко мне всяческий интерес и чинно удалился. Я же получил от него еще порцию положительных эмоций и в этом состоянии продолжил спать, ожидая раннего подъема и предвкушая предстоящее наутро восхождение.




Полезные ссылки:
  • Все фото инфо-тура по Таджикистану    >>>
  • Туры по Таджикистану    >>>
  • Музеи Таджикистана >>>
  • Отели в Таджикистане. Лучшие гостиницы Таджикистана    >>>
  • Города Таджикистана    >>>
  • Посольства и консульства в Таджикистане    >>>






  • О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Условия использования сайта
    OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Условия использования портала
    Все услуги лицензированы
    ISO 9001:2008
    Наши контакты: e-mail: info@OrexCA.com
    Отдел бронирования: (+998 71) 200 96 00
    Отдел туризма: (+998 71) 230 96 50
    Администрация: (+998 71) 230 96 51

About Tajikistan |  Tajikistan Hotels |  Dushanbe Hotels |  Tajikistan Travel |  Tajikistan Visa |  Flights |  FAQ     

 
 
 
 
 
 
 

Climbing "Roof of the world"
Day 4. "Seven lakes - seven colors"


Ink lake Early in the morning, having risen at a dawn, we went to Haft Kul (Seven lakes) - the cascade of seven mountain lakes in Fann mountains. The road took us about two hours, basically on foothills, and since the certain moment it has started to squeeze into picturesque mountain gorge. To tell the truth we have reached that day only the fifth - "red" lake (60 km from Pendzhikent) - we didn't succeed to get further, otherwise we'd have to stay overnight here, and its majesty the schedule did not allow. It is said that all these lakes have different colors - we were convinced of it personally, exactly up to the fifth.

Turquoise lake The first lake Nezhigok - dark blue, "ink" as we named it, generally has surface with transparent greenish coastal strips. The second - lake Soya was dark turquoise, the third - lake Nafin - turquoise, the fourth - lake Hurdak - tiny, in the form of flood on small river Holonichiston (all these lakes are located on it) is designated on a card, but because of the big detour of this place on mountains we have not seen it. The fifth lake Marguzor was the biggest and of reddish color, and in some places fully of red color. Besides, local residents have told that it reddens on Thursdays (and luckily it was Thursday).

The guys from Penjikent on the Blue lake Certainly I was a little bit skeptic to this fact thinking that if we arrived to the pier on Monday we would hear exactly the same story, but with Monday as a character!?. However, actually, for the tourist it would be always desirable to believe in all miracles, which he is presented on the way (and people on it) - otherwise what would you go for and consequently skepticism was calmed down by absolutely indifferent and impartial appearance of local shepherds who opened such an information - all the same there were not tourist guides but shepherds - what for they should mislead us so obviously

Red lake But nevertheless the big and extended lake Marguzor was all in red stains and floods and we tried to guess what it was according to each other's own "beliefs".

Oh, thats what makes the water in the fourth lake of red! It is necessary to notice that on the way back, apparently, somewhere on an exit of water from the first lake in a dimple of a big stone, standing out of water we saw red water. How it got here, not having painted three lakes through which it has passed, what structure it had - all of it remained enigmatic for us...

Jolting on the impassability, becoming for us daily routine which was named by us in the comic form "going for tadzhi-chuan" (in the manner of smooth, plastic and opposite in movements ancient Chinese "tajdzi-chuan" technique). Sharp rocking on mountain roads of Tajikistan was prepared for us - horizontal, vertical, forward, back, and periodically - heaving upwards - all it meant development of new technique of survival during long distance.

The Museum of Rudaki On the road we have called in to the settlement of Pandzhrud - the birthplace of Rudaki where we have visited the museum of memory and the mausoleum of the legendary medieval poet.

Rudaki mausoleum Further, we began rising along small mountain river towards Artuch alpinist camp. On the road we have stopped near rural boys swimming in a small creek - to take a picture of them, but here I have not sustained and also run to swim with them not taking off the clothes (to the great delight of above mentioned boys). The reason for it was not only heat, but also an old habit to swim everywhere and always - whether it is blueness of water of Mountain Lake or oozy mud of a channel. Among my Tashkent friends we even have a small fan club of people who like to swim in channels - well, certainly, not in the city but out in the country.

Couldnt resist the temptation .. and swim But what is more interesting and subsequent, my frequent swimming have generated at first bewilderment, then curiosity, and then the whole movement of followers from our expedition and here in some days Hursheda opa the first ran out from the car and right in a dress stood under any waterfall on road. In general everyone began swimming - even conservatives, early looking at such water, as at unsuitable one. "The bad example is infectious "

Tajik man There was no net coverage and we stopped grubbing mobile phones and all the way surveyed the road. There are many mobile operators in Tajikistan - it seems more than six, but we have been advised for travel on remote and mountain areas Tcell as its coverage is better in the north, and for a southern part of travel - MLT.

Alpinist camp Artuch On kilometric area the way from Lake Marguzor to Artuch was only 126 km., but the road took us half-day (Heh, roads...). Now revived thanks to private initiatives, earlier almost completely plundered in the ninetieth, legendary Artuch alpinist camp has fanned us by alpinist-bard romanticism, however to lodge in anew repaired cottages for 50 dollars per person in high-occupancy rooms of an old wooden two-storey building, let even for the symbolical price wasn't our desire and we decided to set up at last the camp and to spend the night in tent.

Our american tent Behind stone border adjoining summer camp of shepherds, with their favorable permission, on a green lawn nearby a cold river we began setting the wigwam that has turned to the whole epopee - one of considerable chapters of "Tajikistan Orexiad". Already removing the tent from a luggage carrier of the car three of us noticed that it seemed to be a little bit heavy.

A woman from the mountain village Having coped with its carrying over from point "A" to point "B" we began first sorting it out, and then tried to set it, and what?! It has appeared to be a huge American military tent for 10 pax, with thick three-layer walls and without any bottom at all. Heh, exactly that moment we needed 8 healthy American soldiers who would pull eight corners of the tent and two of them who would raise the dome from inside. However it was necessary to manage resources available for us and four men of course not without efforts set and stretched the dear tent, let it be crooked and wry.

Tajik woman The truth is that it reminded more likely the lop-sided shabby shed, than a pride and combatant tent, but at least it was possible to sleep in it. Total absence of a bottom (we dreamt to lay though one of three thick layers of the tent on a bottom) has been compensated by several "kurpachas" (thin mattresses) and the old oriental carpets kindly given by the head of the family of shepherds (in which it seems matriarchy reigned) - the elderly woman, who sheltered us on the territory of picturesque piece of land standing in a distance both from the summer camp and from alpinist camp.

Picnic Hursheda opa cooked palov which was as always very tasty. We asked Muhammad ako, the present owner of Artuch camp, to dinner. It has appeared that he comes from a nearby kishlak, however for a long time already he lives in Dushanbe and works in Republican Office of Public Prosecutor. However, as he admitted to us at a fire, his soul was there and as far as possible he comes especially on holidays. By the way it was his holiday that time.

The Fanns After all I have not gone to tent, and slept in a sleeping bag under stars which were unusual, just of a huge size each one. Falling asleep, I looked at these amazing stars, thinking about eternal, and have not noticed, how fell asleep. The next scene was the sense of feeling that someone was standing nearby. In a clearing up consciousness immediately appeared stories about numerous wolves and bears inhabiting in those mountains. These reflexions took a second.

Then, despite all unwillingness, the decision to open eyes was taken. Indeed someone stood nearby. Not nearby, but directly over my head and under huge stars there was a head of a huge shepherd's dog. We have looked at each other and then "night watch" has lost interest and grandly left. I have received another portion of positive emotions from it and in this condition continued sleeping, expecting early waking up and looking forward to trek coming for the morning.

<<< Previous day                   Next day >>>

More useful links:






About Company  |  Contact Us  |  Terms of use
OrexCA.com 2003-2017. All rights reserved
Created by OrexCA.com creative group
ISO 9001:2008 certified
All services licensed
Terms of use
Our contacts: e-mail: info@OrexCA.com
Reservation Department: (+998 71) 200 96 00
Tourism Department: (+998 71) 230 96 50
Administrative Department: (+998 71) 230 96 51
London: +44 (0) 20 3287 5671