О Таджикистане  |   Новости Таджикистана  |   Гостиницы Таджикистана  |   Туры в Таджикистан  |   Виза в Таджикистан  |   Рейсы в Таджикистан     

 
 
 
 
 
 
 

День 5. "Истинный восторг"
Подъем на "Крышу мира". "Орексиада Таджикистанская"


Еще до рассвета я проснулся под каждодневное "ни свет ни заря" хозяйственное "шуршание" Музаффара-ако и Хуршеды-апы. Встать было легко - во-первых, желая скорее выдвинуться "на Чимтаргу" (или лучше сказать "под Чимтаргу"), во-вторых - сон под звездами - настоящий сон!

Озеро Куликалон В трекинг вышли трое - Леонид, Баходур и я. Сначала тропа виляла по узкой горной долине среди небольших фермерских хозяйств, потом стала круто подыматься вверх. Полтора часа пути, красивейшие виды гор, рассвет и… мы на вершине огромного обвала, подобно плотине перегородившего когда-то глубокое ущелье и образовавшего долину урочища Чимтарга. Здесь вашему взору открываются поочередно сначала озеро Куликалон - самое большое, с зелено-бирюзовой и немного мутноватой водой, а также четыре других небольших озера меньшего размера. И все это окружено амфитеатром восхитительно-величественных гор, покрытых шапками из сверкающих на солнце снежников, одна из которых - гора Чимтарга (5489 м) - самая высокая вершина в Фанах.

Клушица - горная галка А еще здесь я встретил большое множество птиц, притом высокогорных видов. Первыми были клушицы (также называемые горными галками), потом вороны, похожие на канареек красноголовые (корольковые) вьюрки, множество других "little brown things" и я ликовал, что не поленился прихватить с собой свой "телевик". Правда, времени было в обрез, и особенно по-фотоохотиться не удалось, однако парочка снимков все-таки получилась.

Местные туристы Пока я в восторге бегал по высокогорной долине, между озерами и арчами-бонсаями, фотографируя всё и вся, мои спутники благоразумно отправились в обратный путь, и спускался я один. По дороге меня догнали трое молодых людей местного разлива - парень-таджик в чапане и две хихикающие девушки. Из нашего лаконичного (ввиду языкового барьера) разговора, происходившего во время водопоя у ручья, где меня угостили обожаемой мною черствой и темной деревенской лепешкой, выяснилось, что они мои братья-туристы и пришли сюда вчера с ночевкой из одного из близлежащих кишлаков. Судя по всему, джентльмен здесь бывал раньше, а вот леди совершали сей вояж впервые и также, как и я, были в восхищении. Да здравствует местный туризм! Долой надежду только на приезжающих иностранцев, которых всегда будет недостаточно для поддержания на должном уровне инфраструктуры и инициатив на местах! Правда, пока последних - иностранных трекеров, было встречено здесь было куда больше. Они стояли небольшими лагерями у озера Куликалон, а по дороге встречались направляющиеся в обоих направлениях и сопровождаемые местными гидами и портерами.

Прекрасные Фанны! Маршрутов для трекингов средней сложности в этих местах великое множество и можно стоять лагерем на одном из озер и ходить на однодневные восхождения к Чимтарге и другим окрестным вершинам или совершать следующие пяти-семидневные сквозные проходы: до озер Маргузор и Искандеркуль, через перевал Аллаутдин до Фандарьи. А уже от этих конечных точек продолжать свой авто-тур по Таджикистану. Одним словом, и для любителей походов и для альпинистов места эти - истинная Мекка!

Местные детишки Стоимость услуг портеров и их четвероногих помощников такова - ослик 10 US$ за сутки, хозяин ослика - 5 US$. Эти две, предоставляемые раздельно стоимости (типичная маркетинговая замануха) можно смело суммировать, так как первое и второе нераздельны между собой и [эффективно] работают только в паре. Уже после возвращения я общался в офисе OrexCA.com с одной пожилой парой туристов из Франции, которые как раз и провели 3 дня около озера Куликалон, совершая однодневные вылазки по окрестностям. Так вот, они платили 60 евро в сутки за следующий пакет услуг: 2 осла, один погонщик (он же с функциями повара), гид, немного говорящий по-французски, аренда палаток и еда, а также все услуги по разбивке лагеря и пр. Туристы были очень довольны сервисом и считали эту цену вполне приемлемой и даже не торговались.

Столовая альплагеря Артуч Спускаясь, я почти догнал Баходура и Лео, и, подойдя к лагерю, мы обнаружили, что лужайка, на которой стоял наш бивуак, уже приняла свой первозданный вид - все было убрано, палатка собрана и уже погружена на машину собственноручно могучим Музаффар-ако, который в это время вычищал машину от забившейся в каждый уголок пыли.

Карта Фанских гор Хозяин лагеря - Мухаммад-ако, еще вечером пытался пригласить нас к себе на ужин, но, так как на момент нашего с ним знакомства Хуршеда-апа уже готовила свой фирменный плов, мы пригласили его к нам "на огонек", и хозяин согласился только на условии того, что уж на завтрак мы точно присоединимся к его столу. Правда, ждать ему нас пришлось почти до полудня, и перед выездом мы с удовольствием и заслуженным аппетитом отполдничали в увешанной рогами и поделками альпинистов светлой столовой альплагеря "Артуч". После завтрака гостеприимный Мухаммад-ако подарил каждому из нас по детальной карте Фанских гор - реально ценный и нужный подарок, и мы отправились дальше - в длинный объездной путь на озеро Искандеркуль, где запланировали переночевать.

Природа Фанских гор Путь к Искандеркулю составил 150 км. В местечке Дар-дар остановились испить холодный айран, который подают в косушках, и сосуды с которым стоят в ледяной и кристально чистой воде родника, бьющего в этом месте из горы. В очередной раз убедившись и сойдясь во мнении, что в летнюю жару нет лучшего напитка на свете, мы двинулись дальше.

Следующая остановка была в городке Айни - как оказалось, родине множества, чуть ли не большинства таджикских поэтов.

Искандердарья Далее дорога шла вдоль крутых берегов реки Фандарья, до впадения в нее реки Искандердарья, на которую мы свернули и которая шла мимо похожих на барельефы гигантских термитников, высеченных в стенах отвесных и идущих по обе стороны ущелья скал, и в итоге привела нас на озеро Искандеркуль - самое большое озеро Фанских гор, расположенное на высоте 2200 м над у.м. Глубина озера 73 м, длина 7 км.

Ужин на берегу Искандеркуля Зарегистрировавшись на посту и проехав мост над вытекающей из озера бурной Искандердарьей, мы въехали на территорию бывшего альплагеря, который ныне тоже возрождается, но уже скорее в форме современной базы отдыха. Здесь на огороженной территории расположены десять-пятнадцать коттеджиков, в одном из которых и разместились члены нашей экспедиции, за исключением трех - Леонида-ако, Музаффара-ако и меня, которые так и не слезли с топчана на прекрасном берегу озера, куда мы подъехали сразу по приезду, возле которого приготовили ужин, поужинали, поговорили с молодым управляющим и где и остались спать на свежем воздухе, обдуваемые прохладным бризом. Как нам рассказал менеджер базы, в полнолуние с нашего топчана в стороне чернеющей большой горы, растущей из противоположного берега, виден силуэт Буцефала - любимого и единственного коня Александра Македонского, который мне потом и приснился. А может это был и не сон, а просто я проснулся в ночи и…



Полезные ссылки:
  • Все фото инфо-тура по Таджикистану    >>>
  • Туры по Таджикистану    >>>
  • Музеи Таджикистана >>>
  • Отели в Таджикистане. Лучшие гостиницы Таджикистана    >>>
  • Города Таджикистана    >>>
  • Посольства и консульства в Таджикистане    >>>






  • О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Условия использования сайта
    OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Условия использования портала
    Все услуги лицензированы
    ISO 9001:2008
    Наши контакты:
    E-mail: info@OrexCA.com
    Телефон в Москве: +7 (495) 108 04 32
    Телефон в Ташкенте: (+998 71) 200 96 00
    Факс: (+998 71) 230 96 55
    Адрес: Ташкент, улица Мукими, 142/1
    Схема проезда

About Tajikistan |  Tajikistan Hotels |  Dushanbe Hotels |  Tajikistan Travel |  Tajikistan Visa |  Flights |  FAQ     

 
 
 
 
 
 
 

Climbing "Roof of the world"
Day 5. "True delight"


Before the dawn I have been woken up by everyday-light-dawn household "rustling" of Muzaffar aka and Hursheda opa. It was easy to get up - first, wishing to start moving to Chimtarga (or better to say "under Chimtarga"), secondly - sleep under stars - a real one!

Lake Kulikalon There were three people who went on trekking - Leonid, Bahodur and me. At first the track wagged on a narrow mountain valley among small farms then it began to rise abruptly upwards. An hour and a half of a way, the most beautiful sights of mountains, a dawn and we are on top of a huge collapse, which like platinum partitioned off deep gorge and the natural boundary Chimtarga which formed a valley. Here you can see peculiar sights one after another: at first you see Lake Kulikalon - the biggest one, with green-turquoise and a little turbid water, and also other four small lakes of smaller size. And they are all surrounded by an amphitheatre of delightful and majestic mountains covered with caps of snowfields sparkling in the sun, one of them is Chimtarga mountain (5489 m.) - the highest top of Fann Mountains.

Choughs - mountain daws Also here I have seen a big range of birds and high-mountainous ones as well. The first were choughs (also known as mountain daws), then ravens, Red-fronted Serins similar to canaries, some of other "little brown things" and I exulted for not being too lazy to take my telelens with me. Unfortunately there wasn't enough time and especially for making hunting photos, however we took several successful ones.

Local tourists While I was enjoying running on a high-mountainous valley, between lakes and juniper bonsais, taking photos of everything around, my companions have reasonably gone to way back and I went down by myself. On my way I met three young locals - a Tadjik guy in chapan and two giggling girls. During our short (in view of language barrier) conversation which took place near a spring where I have been treated with my favorite stale and dark rural flat cake, I found out that they were my tourist brothers and they came here for a night yesterday from one of nearby kishlaks. Apparently, the gentleman happened to be here earlier and ladies made this voyage for the first time and the same as me they were lost in admiration. Long live local tourism! Down with hope only on coming foreigners who are always insufficient to maintain infrastructure and initiatives at appropriate level on site! However, the last mentioned - foreign trekkers have been met much more here. They had small camps at Lake Kulikalon, and on roads we met them going in both directions and accompanied by local guides and porters.

Fann mountains There is a great variety of routes for trekking of average complexity here. It is also possible to have a camp near one of lakes and to go on one-day ascension to Chimtarga and other neighboring tops or to make following five-seven-day ascension through passes: to lakes Marguzor and Iskanderkul, through pass Allautdin to Fandarya. And from these final points you can continue the auto tour across Tajikistan. In a word, both for fans of trekking and for climbers these places are real Mecca!

Local children Service of porters and their four-footed assistants cost: donkey 10 US$ per day, owner of donkey - 5 US$ per day. These two costs given separately (typical marketing lure) are better to be summarized as the first and the second ones are inseparable and work effectively only as a team. There is safety in numbers.

Artuch camp Going down, I have almost caught up with Bahodur and Leo and having approached to camp we have found out that the lawn with our bivouac were already in primordial form - everything was cleaned, the tent was packed and already been put into the car. All was done by mighty hands of Muzaffar k who at that time was busy cleaning the car from the dust balling up in every corner.

Map of the Fann mountains The owner of the camp - Muhammad k, even tried to invite us to his house to dinner, but as at the moment of our acquaintance, Hursheda opa was already cooking her well-known palov in the evening, we have invited Muhammad k to join us, and the owner has agreed only on condition that we'll have breakfast at his place. To tell the truth he had to wait for us till afternoon, and before departure, with pleasure and deserved appetite we had brunch at the camp "Artuch" in the light dining room covered with horns and hand-made articles of climbers. After breakfast hospitable Muhammad k has presented to each of us a detailed map of Fann Mountains - really valuable and necessary gift and we went further - for a long detour on Lake Iskanderkul where we planned to spend the night.

Nature of the Fann mountains The way to Iskanderkul is 150 km. In the place of Dar-dar we stopped to enjoy cold airan which was served in bowls, and vessels with airan stood in icy and crystal-clear water of the spring beating in this place from the mountain. Having been convinced once again and agreed in opinion that there is no better drink for the summer, we continued our way.

The following stop was in a small town of Ayni - it has appeared to be native land for the majority of Tadjik poets.

Iskanderdarya river Further the road went along abrupt river banks of Fanndarya, before it flew into the river of Iskanderdarya which went by the huge similar to termitaries bas-reliefs cut within the precincts of rocks steep and going on another side of the gorge. We turned in the direction of Iskanderdarya and as a result reached Lake Iskanderkul - the biggest lake of Fann Mountains located at the height of 2200 m above sea-level. The lake has the depth of 73 m and the length of 7 km.

Dinner at the bank of Iskanderkul Having registered at a post and having passed the bridge over rough Iskanderdarya flowing from the lake we drove into the territory of a former climbers' camp which revives as well nowadays, but sooner as a modern recreation center. Here, on the fenced territory, there are ten-fifteen small cottages members of our expedition accommodated in one of these cottages, except three of us - Leonid k, Muzaffar k and me who never got off a trestle bed on a fine coast of the lake. We went to the lake right on arrival. Here we cooked, then had dinner, talked to the young managing director and stayed for a night in the open air, blown by a cool breeze. The manager of the centre told us that in a full moon, from our trestle bed, aside big blackening mountain growing from the opposite coast we could see the silhouette of Bucephalus - Alexander the Great's favorite and unique horse. This is what actually happened to me that night. And it couldn't be a dream, late at night I just woke up and saw

<<< Previous day                   Next day >>>

More useful links:






About Company  |  Contact Us  |  Terms of use
OrexCA.com 2003-2017. All rights reserved
Created by OrexCA.com creative group
ISO 9001:2008 certified
All services licensed
Terms of use
Our contacts: e-mail: info@OrexCA.com
Reservation Department: (+998 71) 200 96 00
Tourism Department: (+998 71) 230 96 50
Administrative Department: (+998 71) 230 96 51
London: +44 (0) 20 3287 5671