О Таджикистане  |   Новости Таджикистана  |   Гостиницы Таджикистана  |   Туры в Таджикистан  |   Виза в Таджикистан  |   Рейсы в Таджикистан     

 
 
 
 
 
 
 

День 6. "Именем Искандара Двурогого"
Подъем на "Крышу мира". "Орексиада Таджикистанская"


Искандеркуль на рассвете На рассвете жемчужина Фанских гор - волшебное озеро дивной красоты, носящее имя великого завоевателя древности, не менее прекрасно, чем на закате - в этом мы воочию убедились, лишь только открыв глаза ранним утром. Позавтракав, мы отправились в объезд озера к Панччашме - пяти ключам, бьющим из-под скалы на противоположном конце озера. Место это все в деревьях, вода, струящаяся из этих ключей, очень вкусная, и ей приписываются всевозможные исцеляющие и оздоровительные свойства. Её принято закусывать вымоченной в ней же лепешкой - вот такой вот ритуал.

Панччашма - святой источник на Искандеркуле Здесь же расположена компактная резиденция Президента, одна из многих сотен (кто-то говорил, что из пятисот), раскинутых по всей территории "маленькой-большой" страны. Далее, вдоль впадающей в озеро реки, мы стали подыматься в горы и приехали в живописный кишлак Сарытаг, расположенный в довольно широкой горной долине, растянутый вдоль одноименной речки и под одноименной вершиной высотой в 3904 м - самой высокой в этом районе. Дома здесь не экзотические глинобитки, которые мы видели в других горных кишлаках и кишлачках, а выстроенные на вполне современный [национальный] манер.

Угощение гостей в Сарытаге В Сарытаге, согласно Lonely Planet, имеется 4 гостевых дома, два из которых мы посетили. Условия вполне сносные, в одном из двух и на эти два дома есть банька. Стоимость у всех одинаковая - 10 US$ в сутки плюс 5 US$ за питание. Местные молодые ребята подучили иностранные языки и водят в треки. Курируется эта деятельность Ассоциацией Развития Туризма Зерафшана - общественной организацией, которая была создана в рамках проекта "Туризм, основанный на сообществах".

Красавица Искандердарья На обратном пути мы остановились перед мостом через реку Искандердарью, берущую начало из озера, и пошли вдоль нее по тропе, ведущей к еще одному чуду Фанских гор - в километре ниже истока река обрывается в узкое ущелье мощным тридцативосьмиметровым водопадом! Прямо над пропастью, куда низвергается водопад, установлена металлическая смотровая площадка с решетчатым дном. Однако подобраться к водопаду поближе, чтобы увидеть его во всем великолепии, почти невозможно: наклонный край ущелья покрыт мелкой щебенкой, предательски ползущей под ногами, и увлекшийся фотосъемкой турист рискует сорваться в грохочущую бездну.

Ущелье Искандердарьи около водопада Этот могучий прыжок Искандердарьи нередко называют "Фанской Ниагарой", хотя точнее было бы сравнить его с африканским водопадом Виктория, который тоже падает в тесную щель, не давая возможности увидеть себя во всей красе.

Водопад на Искандердарье Здесь можно провести вечность, пребывая в смешанном состоянии восторга и ощущения ничтожности пред силою Природы, но… пора в обратный путь, и вот мы идем вдоль бушующей Искандердарьи обратно, к дороге. Выехав на автотрассу, мы направились к Анзобскому перевалу.

Пообедать остановились в придорожной чайхане, нависающей над крутым берегом Фандарьи. Когда пошли искать туалет, оказалось, что он не только на другой стороне дороги, но еще и на приличном отдалении - метров в 50! Это был уже не первый случай в нашей поездке, но позже, даже в столице, когда нам пришлось столкнуться с удаленностью и мелкоформатностью отхожих мест, нам прояснили, что, оказывается, у таджиков (в полном смысле слова), во время застолья или просто посиделовки или же трапезы не полагается ходить в общественные туалеты, и мужчины, к примеру, даже стесняются делать это (т.е. выходить в туалет) прилюдно. Пардон за прозу жизни, но куда же и как ходят таджики справлять свои естественные потребности? - для нас так и осталось загадкой.

На Анзобском перевале, на высоте 3370 м нас встретил негостеприимный туннель длиной в 5,5 км, без освещения и вентиляции, по-колено залитый водой. Несмотря на то, что открыт он был относительно недавно - в 2006 году, подрядчики-иранцы что-то нахалтурили, и посему эти 5 км пути считаются отныне одним из самых опасных дорожных участков Таджикистана. Машины в нем едут медленно, т.к. в залитой поверхности дороги могут быть ямы, жуткая загазованность. Заглохнуть там - гиблое дело. Выбираться придется очень долго…

Но вот бесконечные 15 минут закончились и… да будет свет в конце туннеля! Однако роль этого тоннеля велика, и он обеспечивает круглогодичную автомобильную связь между северными и южными районами Таджикистана. Ведь ранее, в зимний период, северные районы в течение 6 месяцев были отрезаны от основной территории страны. Тоннель сократил дорогу между Худжандом и Душанбе на 60 км, а время в пути по новому маршруту - на 5 часов.

Дачи в Варзобском ущелье Спускались с перевала недолго, по мере спуска с высокогорья горы становились все более живописные, а река, вдоль которой идет дорога - все более широкой и бурной. Еще дальше стали появляться строения вдоль реки, похожие то ли на виллы, то ли на зоны отдыха. Их количество и роскошь с определенного момента стала возрастать в прогрессии и вот - добро пожаловать! - мы едем сквозь небезызвестное Варзобское ущелье - душанбинскую "Рублевку" - огромный "дачный массив" (дачный - скорее по кадастру, чем по внешнему виду), где дома и мини-замки теснятся по обе стороны, между дорогой и рекой, и соревнуются, дабы перещеголять друг друга изысками архитектуры и современностью материалов постройки, и все - обязательно выходящие одной стороной на неистовый поток Варзоба. По спидометру путь от Искандеркуля до Варзоба 140 км.

В гостях у Хайруллы Возле ворот одного из таких мини-замков нас ждал наш друг-душанбинец Хайрулла, молодой бизнесмен из уважаемой и влиятельной семьи. После дружеских рукопожатий мы прошли в его владения - большая и роскошная дача прямо на реке, соединенная с еще большего размера участком, на котором расположена гостиница в три этажа. На просторном столе у реки нас уже ждал отменно сервированный стол и вкуснейший обед, после которого мы осмотрели шикарный отель и искупались в бассейне с кристально-чистой водой. Гостеприимный Хайрулла предложил нам два заманчивых варианта - или остаться у него здесь, в Варзобе (и ездить в Душанбе отсюда), или же разместиться в городе, в принадлежащем его же семье отеле. Несмотря на большой искус прекрасно отдохнуть в прохладе у шумного потока, мы всё же выбрали второе, и вот мы несемся по гладкой дороге на BMW X6 Хайруллы в Душанбе, до которого 15 км.

Знаменитая стена цементного завода  в Душанбе Первое, что мы увидели - это стена Душанбинского цементного завода - и это нечто, что обязательно следует посмотреть - наверное, больше километра стены, на которой плиткой выложены панно из истории и достижений Таджикистана. Мы определили это место, как отдельный турпродукт с возможной экскурсий часа на 2 (при наличии знающего гида-историка).

Новый президентский дворец в Душанбе Душанбе - зеленый город, очень зеленый! Платаны смыкаются над неширокими улицами, повсюду в центральной части города аллеи и парки, архитектура, в основном, советская, середины ХХ в.

Разместившись в уютной и комфортной гостинице "Тахти-Шохи", мы сначала поехали в небольшой полуподвальный магазин знаменитых таджикских камней и сувениров, где Хуршеда-апа для своего худжандского ювелирного магазина вела целенаправленный закуп всевозможных изделий из полудрагоценных камней - памирских самоцветов Таджикистана.

Монумент поэту Рудаки Здесь невозможно удержаться от искуса что-нибудь купить, и это прекрасное место для приобретения сувениров и подарков домой. К тому же, Хуршеда-апа брала оптом, и мы присоединили наши покупки к ее "партии", и цена вышла вполне умеренная.

Улицы Душанбе Далее последовала экскурсия на Площадь Сомони - центральную площадь столицы, которая, правда, в эти дни, в преддверии 20-летия Независимости, расширялась, перестраивалась и реконструировалась, однако участками там можно было совершать прогулки и фотографировать. Огромный новый Президентский Дворец, самый высокий в мире флагшток с рдеющим флагом Таджикистана, памятник Рудаки - все это мы успели посмотреть перед заходом солнца.

Фонтаны Душанбе Вечером посидели в ресторане в итальянском стиле, расположенном на крыше бизнес-центра "Пойтахт" ("Столица") (также принадлежащего семье нашего душанбинского друга). Сервис был неплохой, однако случается, что "забывают" принести блюдо. В этом гламурном для Душанбе месте мы, недавно спустившиеся с [Фанских] гор, засвидетельствовали времяпрепровождение душанбинской золотой молодежи, довольно солидных дядечек с тётеньками и молодых и веселых иностранцев - судя по всему, экспатриантов, работающих здесь в многочисленных гуманитарных и прочих некоммерческих организациях.



Полезные ссылки:
  • Все фото инфо-тура по Таджикистану    >>>
  • Туры по Таджикистану    >>>
  • Музеи Таджикистана >>>
  • Отели в Таджикистане. Лучшие гостиницы Таджикистана    >>>
  • Города Таджикистана    >>>
  • Посольства и консульства в Таджикистане    >>>






  • О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Условия использования сайта
    OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Условия использования портала
    Все услуги лицензированы
    ISO 9001:2008
    Наши контакты:
    E-mail: info@OrexCA.com
    Телефон в Москве: +7 (495) 108 04 32
    Телефон в Ташкенте: (+998 71) 200 96 00
    Факс: (+998 71) 230 96 55
    Адрес: Ташкент, улица Мукими, 142/1
    Схема проезда

About Tajikistan |  Tajikistan Hotels |  Dushanbe Hotels |  Tajikistan Travel |  Tajikistan Visa |  Flights |  FAQ     

 
 
 
 
 
 
 

Climbing "Roof of the world"
Day 6. "In the name of Iskandar the Two-horned"


Iskanderkul  at dawn At a dawn a pearl of Fann Mountains - the magic lake of marvelous beauty bearing the name of the great conqueror of antiquity is as perfect as at sunset- we were personally convinced of it, just having opened eyes early in the morning. Having had breakfast, we went to the lake detour to Panchchashma - five springs beating from a rock on the opposite edge of the lake. This place is full of trees, the water streaming from these springs is really tasty and all possible curing and improving properties are attributed to it. According to the custom you can have a snack with the flat cake soaked in it. And this is a kind of a ritual.

Panchchashma  - holy spring at Iskanderkul There is a small president residence there, one of many hundreds (someone said that from 500), spread out over all territory of the "small-big" country. Further, along the river running into the lake we began to climb up the mountains and found the picturesque kishlak of Sarytag located in rather wide mountain valley, stretched along the small river with the same name and under the top of 3904 m altitude - the highest in this area. Houses here are not exotic clay dwellings which we saw in other mountain kishlaks, and built on quite modern (national) manners.

Treating  guests in Saritag According to Lonely Planet there are 4 guest houses in Sarytage and we visited two of them. Conditions are quite t livable, in one of two and in these two houses there is a sauna. Cost is identical - 10$ per day + 5$ for food. Small local children learnt foreign languages and take tourists to tracks. This activity is supervised by Zarafshan Tourism Development Association - a public organization which has been created within the limits of the project "Tourism based on communities".

Beauty of Iskanderdarya On the way back we stopped in front of the bridge through the river Iskanderdarya running from the lake and went along it on a track leading to one more miracle of Fann Mountains - a kilometer below a source, the river breaks into a narrow gorge with powerful waterfall of 38 meter height! Right over a swallow-hole where the falls go down, there is a metal observation platform with a trellised bottom. However, it is almost impossible to get closer to falls to see it in all magnificence as the inclined edge of the gorge is covered by small chad, foully creeping underfoot, and the tourist fond of photographing risks to fall down to a roaring abyss.

Iskanderdarya  gorge near a waterfall This mighty falls of Iskanderdarya is quite often named "Fann Niagara" though it would be more exact to compare it to the African Victoria falls which also falls in a narrow crack, not giving possibility to see it in all beauty.

Iskanderdarya  waterfall Here it is possible to spend eternity, staying in the mixed condition of delight and sense of insignificance before the Power of Nature, but … it is time to go back and here we go along storming Iskanderdarya. Having found the highway, we went to Anzob pass.

We stopped in a roadside choyhona hanging over abrupt coast of Fandarya to have lunch. In search for a toilet we found out that it was not only on other side of the road, but also on a decent distance -50 meters! It was not the only case on our trip, later, even in the capital we had to face remoteness and small size of latrines, but everything was cleared up when it appeared that Tadjiks (real ones), during a feast, a common potlatch or meals, it is impolite to go to public toilets and men, for example, even hesitate to do it (i.e. to go to a toilet) in public. Sorry for humdrum of life, but where and how Tadjiks manage with the needs of nature? - It remained mystery for us.

On Anzob pass, at 3370 m altitude we were met by the inhospitable tunnel of 5,5 km, without illumination and ventilation, on-knee filled in with water. In spite of the fact that it has been opened rather recently - in 2006, contractors-Iranians goofed off, and therefore these 5 km of the way are considered to be one of the most dangerous road sites of Tajikistan. Cars go slowly inside as there might be holes on a surface and what a terrible gassed condition! If the motor dies out there it's a real bad job. You will have to get out for a very long time …

But here infinite 15 minutes ended and … yes there is light in the end of the tunnel! However, the role of this tunnel is great as it provides all-the-year-round automobile communication between northern and southern areas of Tajikistan. After all earlier, during the winter period, northern areas were cut off from the basic territory of the country within 6 months. The tunnel has reduced road between Khojend and Dushanbe to 60 km, and the way on a new route takes 5 hours less now.

Villas in Varzob gorge It didn't take us long to go down the pass, high mountains became more and more picturesque, and the river along the road -wider and rougher. Structures along the river were similar either to country houses, or rest zones. Their quantity and luxury since the certain moment began to increase in a progression and here - welcome - we go through known Varzob gorge - the Dushanbe "Rublevka" - huge "country" area (country more likely on a cadastre, than on appearance) where houses and mini castles cluster on both sides between road and the river and compete to outdo each other by sophisticated architecture and modern construction materials, and all of them overlook a violent stream of Varzob. Speedometer showed 140 km from Iskanderkul to Varzob.

Visiting  Khairulla Near the gate to one of such mini castles we were waited by Hayrulla - our friend from Dushanbe, a young businessman from a rich and prestigious family. After friendly hand shakes we entered his acres - big and magnificent summer residence right on the river, connected with even bigger area where we saw 3-storey hotel. Hospitable Hayrulla offered us two tempting variants - either stay with him here in Varzob (and go to Dushanbe from here), or accommodate in the city hotel belonging to his family. Despite big temptation of a nice rest at a cool noisy stream, all of us, however, chose the second variant and here we rush 15 km distance on a smooth road in Hayrulla's BMW X6 to Dushanbe.

The famous wall of a cement plant in Dushanbe The first thing that we saw was the wall of Dushanbe cement plan - and this is really worth seeing - probably more than a kilometer of the wall, where the tile lays out panels with history and achievements of Tajikistan. We have defined this place, as a separate tourist product with possible excursions for an hour or 2 (granting competent guide-historian).

The new presidential palace in Dushanbe Dushanbe is a green, very green city. Platans tower over narrow streets, avenues and parks are everywhere in the central part of the city, architecture is basically Soviet, middle 20th.

Having accommodated in a cozy and comfortable Tahti-Shohi Hotel, we, at first went to a small semi basement shop with the well-known Tadjik stones and souvenirs where Hursheda opa, made purposeful purchase of every possible products from Pamir and especially semi-precious stones from Tajikistan for her Khujant jewelry store.

The monument of Rudaki Here you can't but purchasing and this is a fine place for to buy souvenirs and gifts to take home. Besides Hursheda opa purchased wholesale and we summed up what we bought to her part and the price appeared to be reasonable.

Dushanbe streets Excursion to Somoni Square- a central square of the capital which, in fact, having been extended and reconstructed according to 20 - year anniversary of Independence. Nevertheless, it was possible to walk and to take photo in some places. Huge new presidential palace, the highest in the world flagstaff with a glowing flag of Tajikistan, a monument of Rudaki - we succeeded to see all of them before sunset.

Dushanbe fountains In the evening we had dinner at a restaurant in the Italian style located on the roof of a business centre Poytaht (Capital). The service was quite good, however sometimes they forgot to bring a dish. In this glamour place for Dushanbe we who have recently gone down from (Fann) mountains, had a chance to take a glance at pastime of Dushanbe gilded youth, men and women of consequence, young and cheerful foreigners - some of them were expatriates working there in numerous humanitarian and other noncommercial organizations.


<<< Previous day                   Next day >>>


More useful links:






About Company  |  Contact Us  |  Terms of use
OrexCA.com © 2003-2017. All rights reserved
Created by OrexCA.com creative group
ISO 9001:2008 certified
All services licensed
Terms of use
Our contacts:
E-mail: info@OrexCA.com
Moscow: +7 (495) 108-04-32
Tashkent: (+998 71) 200-96-00
Fax: (+998 71) 230-96-55
Address: 142/1, Mukimiy str., Tashkent
Road map