Таджикский язык

Таджикский язык - национальный и государственный язык Республики Таджикистан. За пределами РТ распространен на территории Узбекистана, отчасти в Казахстане и Киргизии. На таджикских диалектах говорят Таджикское население Исламского государства Афганистан и некоторые таджикоязычные этнические группы Китайской Народной Республики.

Таджикский язык относится к языкам персидской подгруппы юго-западной Иранской группы Индоевропейской языковой семье. Этот язык сформировался на базе языка фарси и некоторых восточно-иранских языков, распространенных в IX-X веке на территориях Мовароннахра и Хоросана. В ранносредневековых памятниках, особенно в IX-XI вв. Этот язык именуется "фарсии дари", "фарси" или "дари". Этот язык является общей исторической основой трех современных литературных языков: таджикского (в Таджикистане), персидского (в Иране), дари (в Афганистане). История развития языка форсии дари подразделяется на следующие этапы:

1) древнеперсидский язык (около IX в. до нашей эры - IY-III вв. до нашей эры);
2) среднеперсидский язык (IY-III вв. до н.э. - YII-YIII вв. н.э.);
3) новоперсидский язык (форсии дари) (IX-X вв. н.э. - до наших дней).

Первые сведения о древнеперсидском языке относятся к IX в. До нашей эры, однако, непосредственные письменные памятники данного периода относятся к YI -Y вв. до нашей эры. Древнеперсидский язык, который являлся родным языком Ахеменидских царей-выходцев из провинции Фарс (Персиды), в период существования Ахеменидской империи (YI-IY вв. до нашей эры) использовался в качестве литературного и и официального языка. На основе клинообразной графики для древнеперсидского языка составляется специальное письмо Клинопись. Клинописьменные памятники высечены от имени Ахеменидских царей на огромных скалах, стенах и колонах зданий, кувшинах, геммах и др., таким образом, часть из этих письменных памятников сохранились до нашей дней почти в первозданном виде, без позднейших редакций, поэтому они представляют огромную историческую ценность.

Спустя несколько веков после нашествия Александра Македонского и распада Ахеменидской державы, на территории исторического Ирана образуется Сасанидское государство, сыгравшее огромную роль в развитии языка, литературы и культуры среднеперсидского периода. Среднеперсидский язык в период правления Сасанидской династии становится языком государственного управления, литературы и религии. Наряду с уже мертвым авестийском языком, среднеперсидский язык использовался в качестве второго письменного языка зороастрийской (огнепоклонической) религии. Письменные памятники среднеперсидского языка сохранились до наших дней на графике "пехлевы", созданной на основе арамейского письма. После нашествия арабов и распространения Ислама значительная часть среднеперсидских письменных памятников были уничтожены.

Спустя более двухсот лет после нашествия арабов принимались попытки восстановления языка фарси, однако эти попытки на западе исторического Ирана не увенчались успехом.

Первые попытки восстановления литературного языка "фарси" предприняты в 2-й половине IX века на территории Хорасама и Мавараннахра в период правления Сафаридской династии, однако пиком развития литературного языка "порсии дар" считается X век - период правления персидских царей, когда сложились основные нормы средневекового литературного языка. Старейшие дошедшие до нас памятники фарси, написанные на арабской графике, относятся ко второй половине IX века. Арабский историк Табари при описании событий 725 года, когда арабы протерпели неудачу в сражениях с населением Хуталлона (ныне Хатлон), приводит отрывок из песни на фарси, написанный арабской графикой.

Язык "форсии дари" или "фарси" сложился под влиянием восточных диалектиков Мавораннахра, в том числе согдийских наречий, употребившихся на окраинах и в самом городе Бухаре, столице Саманидского государства, поэтому в нем отражались некоторые особенности восточно-иранских языков и диалектов.

Для литературного языка "фарси" на основе арабской графики с добавлением четырех знаков, отсутствующих в арабском алфавите, в IX-X веках создавалась персидская модификация. Народы, населявшие Мавораннахр, в этот период обрели свои политические права и язык "фарсии дари" начал применятся в официальных кругах, став письменным литературным языком и в этом процессе особую роль сыграл диалект города Бухары, столица Саманидской державы.

Различия между территориальными диалектами в этот период, как и позднее, были весьма ощутимыми, однако эти различия мало отразились в средневековом литературном языке. Например, вплоть до XYI века нельзя провести четкие границы между литературными языками Мавароннахра и Хорасана с одной стороны, то есть таджикским языком и персидским языком, употребляемым на территории западной части исторического грана, поскольку таджики и персы употребляли единый литературный язык. Позднее язык фарси распространяется в Северной Индии, Восточном Туркестане, Закавказе, Турции, Курдистане, однако лексические и грамматические нормы этого языка на всей этой огромной территории отличились единобразием.

После включения территорий проживания персоязычных народов в состав арабского халифата, язык фарси развивался под влиянием арабского языка и это влияние не прекращалось и в поздние века. Этим объясняется происхождение арабских заимствованных слов в лексике фарси и позднее в таджикском языке. Во второй половине XIX происходит процесс сближения литературного языка с таджикской диалектной речью, однако эти изменения не имели существенного значения для изменения сложившихся норм литературного языка. В ХХ в. язык персеязычного населения Средней Азии - таджиков приобретает новое название - таджикский язык. Термин "таджикский язык" связан с политическими событиями, происходившими в первом десятилетии ХХ веке в Центральноазиатском регионе.

В 1924 году в результате национально-территориального размежевания народов СССР образуется Таджикская АССР, и в 1929 году - Таджикская ССР, и таджикский язык получает статус национального языка. В процессе бурных споров вокруг дальнейшего развития таджикского языка последовательно разрабатываются основные принципы развития литературного языка. Таджикский литературный язык развивается на основе живой таджикской речи, с одной стороны, и языка классической персидско-таджикской литературы, с другой.

На смену арабской графике 1939 года принят новый алфавит на основе латинской графики, и в 1939 году он заменен алфавитом, созданным на основе кириллицы. В современном таджикском алфавите на основе кириллицы с учетом специфики фонетического строя таджикского литературного языка существует 35 знаков. С приобретением национального суверенитета Республики Таджикистан таджикский язык, спустя 10 веков после распада государства Саманидов, вновь приобретает государственный статус. Согласно Закона о языке, таджикский язык объявлен государственным на территории РТ.

В настоящее время употребляется 4 диалекта таджикского языка:
1. Северные диалекты (Северный Таджикистан, южные части Узбекистана и Киргизии).
2. Центральные диалекты (говоры Матчи, Айни, Гиссара и частично Варзоба).
3. Южные говоры (говоры Каратегина, Куляба, таджикские говоры Бадахшана и др.).
4. Юго - восточные говоры (говоры Пянджа и Дарваза).

Таджикский язык по своей грамматической структуре относится к языкам аналитического типа: именные части речи не имеют категорий падежа и грамматического рода, связь между словами в словосочетаниях, в основном, выражается с помощью предлогов, послелогов, изафета и словопорядка, а согласование осуществляется лишь между существительными (подлежащими) и глаголами (сказуемыми).

Таджикский язык является родным и в ряде случаев единственным языком для многих нетаджикских народов, в том числе для среднеазиатских цыган ("джуги"), среднеазиатских или "бухарских" евреев, среднеазиатских арабов и некоторых других этнических групп Средней Азии.

Источник информации - www.naison.tj