О Таджикистане  |   Новости Таджикистана  |   Гостиницы Таджикистана  |   Туры в Таджикистан  |   Виза в Таджикистан  |   Рейсы в Таджикистан     

 
 
 
 
 
 
 

Республиканский историко-краеведческий музей им. Абу Абдаллаха Рудаки
Музеи Таджикистана


Адрес: 735500 Республика Таджикистан, Согдийская область, г. Пенджикент, ул.Рудаки, 43
Тел.: (+992-3475) 5-27-27 - дирекция
Тел.: (+992-3475) 5-27-30 - музей


Республиканский историко-краеведческий музей имени А. Рудаки был основан Постановлением правительства Таджикской ССР в 1958 году в честь 1100-летия со дня рождения основоположника таджикско-персидской классической литературы Абу Абдаллаха Джафара Рудаки.

Здание специально построено для музея по проекту архитектора А.И. Макуха, а фасад декорирован художником Ю.Б. Гремячинской. Входные двери - работа заслуженного деятеля искусств Таджикской ССР Баротбека Юлдошбекова. Резьба по ганчу - творение братьев Асадовых.

В 2008 г. в честь 1150-летия основоположника таджикско-персидской классической литературы А. Рудаки вход музея был реконструирован по проекту таджикского архитектора Борона Абдуллоева под руководством и поддержке Министерства культуры, Исполнительный орган государственной власти Согдийской области и города Пенджикента.

Музей имеет 8 выставочных залов, состоящих из 3 отделов. В залах выставлены экспонаты, которые отражают археологию, историю, культуру, быт и нравы, природу Таджикистана. Также имеется зал, рассказывающий о жизни и деятельности поэта, основоположника таджикско-персидской классической литературы А. Рудаки.

Саразм

Экспонаты первого зала отражает историю и культуру древнего Саразма. Эти находки свидетельствуют о 5500-летней культуре земледелия, ремесла и градостроительства. Древний Саразм находится в 15 км от современного Пенджикента. Саразмское поселение занимает огромную территорию около 100 га.

В 1976 году жителем села А. Тайлоновым был найден бронзовый топор, и раскопки были начаты под руководством А. Исааки в 1977 году.

Строительство домов и находки говорят о том, что поселение существовало более 1000 лет, начиная с IV тысячелетия до н.э. и половины II тысячелетия до н.э. В первой витрине выставлены находки каменного века с городища Калаи Наврузшах и из Кайракумского района. Далее в витринах выставлены находки древнего Саразма. Здесь мы видим наконечники стрел, костяные иглы и сосуды из мрамора. Рядом выставлены бронзовые изделия IV тысячелетия до н.э.

Одной из уникальных находок Саразма является могила Саразмской царицы. В могиле были найдены три скелета. На скелете женщины и вокруг неё были обнаружены тысячи бус и различные ювелирные украшения. Среди них бронзовое зеркало, костяное шило, два браслета из морских раковин, бусы, изготовление из лазурита, сердолика, бирюзы, серебро и золота. Также рядом с этими украшениями были найдены две глиняные статуэтки богини плодородия. Также в экспозиции выставлена различная керамическая посуда с орнаментом, которая была изготовлена на гончарном круге.

Рядом с находками древнего Саразма в зале экспонируются предметы из Дашти Кози Пенджикентского района. Здесь была найдены 29 захоронений. На могилах были обнаружены 2 надгробных камня. Внутри вместе с захоронениями находились кувшины, женские украшения. По этому методу мы можем определять погребения арийцев до зороастризма. Другие находки были найдены в могильниках Зардча - Халифа. Эти предметы относятся ко II тысячелетию до н.э.

Богато представлены в музее материалы из Арактауского и Тульхарского могильников Шаартузского района. Большой интерес представляет набор украшений: бусы, браслет, серьги, персти, обращают на себя внимание серьги в виде миниатюрных кувшинчиков с золотыми ручками, браслет, концы которого украшены головками змей. Эти предметы являются находками II-I вв.до н.э. В конце экспозиции выставлены предметы могильника Саразма, которые относятся к II-I вв.до н.э. Здесь мы видим металлический нож, меч, наконечники стрел и изделия для пояса.

Древний Пенджикент

Экспонаты второго зала представляет историю древнего Пенджикента V-VIII вв.

Древний Пенджикент находится на юге-востоке в 1,5 км от современного города. В 1932 г. в горе Муг в 80 км от Пенджикента пастухом Джураали была найдена корзина с документами. Эти документы представляли историю древнего Согдийского государства. Документы были написаны на согдийском и арабском языках. После изучения этих документов в 1946 г. в Пенджикент выехала группа археологов под руководством А.Ю. Якубовским и были начаты раскопки древнего Пенджикента.

Начиная с 1953 по 1954 г. экспедицией руководил М.М. Дьяконов. С 1955 по 1977 г. Пенджикент обследовал доктор исторических наук А. М. Беленицкий. И начиная с 1977 по 2006 год раскопки продолжались под руководством Б.И. Маршак.

Исследование древнего Пенджикента позволило с большой полнотой рассмотреть эпоху раннего средневековья в Согде и в Средней Азии. В первой витрине этого зала выставлены образцы согдийской письменности из раскопок древнего Пенджикента и копии трех документов с горы Муг. Также здесь мы видим фрагменты хлопчатобумажной ткани, копия бронзовой печати с согдийской надписью.

Всемирной известностью древний Пенджикент обязан, прежде всего, росписям. Росписи обнаружены во дворце правителя, в двух храмах, в десятках домов, городской знати. На росписях можно увидеть сцены охоты, сцены битвы, сцены обрядов.

Весьма интересными являются сцены "Конная охота с собакой", "Сцена торжества", "Трехголовый демон". Также на стене висят копии фресок "Рустамнаме", "Сцена оплакивания", "Игра в нарды".

Разнообразие тематики Пенджикентской живописи несравненно превосходит то, что известно по другим памятникам. Демонстрируемые в зале росписи открыты в разные годы. Росписи древнего Пенджикента являются шедевром мирового искусство и отражают высокую культуру и совершенство художественного мастерства её творцов.

Вторая витрина посвящена денежному обращению в Согдийском государстве в V-VIII вв. В связи с бурным ростом внутренней торговли начался массовый выпуск разменной монеты, которою отливали из бронзы и меди. В Самарканде и в Пенджикенте отливали с именем правителя и титулом царя на одной стороне и знаками на другой.

Богато представлены керамические сосуды V-VI вв. Среди находок первое место занимает керамика, столовые сосуды самых разнообразных форм и размеров. Были найдены большие хумы для хранения различных продуктов питания, водоносные кувшины, миниатюрные игрушки и т.д.

В четвертой и пятой витрине выставлены металлические изделия, стеклянные сосуды, костяные изделия, различные хозяйственно-бытовые предметы, предметы украшения и туалета (кольца, серьги, браслеты, детали поясного набора) и т.д.

В начале VII века Средняя Азия была завоевана арабами. Пенджикент, входивший в состав Согдийского государства, также был осажден ими в 721-723 гг. Местные жители во главе последнего правителя древнего Пенджикента Деваштича боролись против завоевателей. Факт этот дополнительно обосновывается письменным источником, найденным на горе Муг.

В результате завоевания город был сожжен и разрушен, о чём свидетельствуют обуглившаяся статуэтка танцовщицы и орнаментальные декоры из дерева. В центре зала слева выставлены фрагменты глиняных скульптур, которые были найдены у входа одного из храмов.

Рядом выставлено костехранилище - оссуарий. Эти предметы предназначены для хранения костей человека и свидетельствуют о зороастрийской религии в Средней Азии. Стены и крышки украшены резным орнаментом.

В последней витрине экспонируется литература о раскопках Саразма и древнего Пенджикента на разных языках.

Зал эпохи Саманидов

В четвертом зале музея экспонируются предметы, которые рассказывают о периоде, когда в Средней Азии было основано Саманидское государство. Основатель этого государства является Сомон-Худот, который смог отделить Среднюю Азию от Арабского халифата. Правление династии Саманидов начинается с 815 года до 999 г. Одним из представителей этой династии является Исмоил ибни Ахмад, который управлял государством Саманидов с 874 по 907.

Во время его правления это государство достигло больших успехов, и он объединил Хоросан с Мовароунахром. Государство Саманидов занимало обширную территорию, всю Среднюю Азию, северные районы Ирана и Афганистана. На стене висят картины А.Н. Камелина "Борьба согдийцев против арабов" и "Исмоил Сомони во время военного похода". Также здесь мы видим карту Арабского Халифата.

В истории таджикского народа эпоха Самонидов являться самым цветущим периодом. Именно в этот период мы видим развитие ремесленничества, литературы и науки. Освобождение от гнета арабского халифата, создание собственного государства, широкие хозяйственные, культурные связи с народами Востока и другие факторы способствовали высокому развитию экономики и культуры Средней Азии.

При Саманидах таджикский язык окончательно победил арабский и стал господствующим в делопроизводстве и в научной литературе.

Таджикский литературный язык принял алфавит от арабской письменности. На таджикском языке быстро развивалась и поэзия. Это ярко проявилось в творчестве родоначальника таджикской и персидской классической литературы А. Рудаки.

В экспозиции этого зала выставлена керамическая посуда этого периода: глиняные лампы, кувшины, различные сосуды. В центре мы видим монеты IX-X вв. Каждый правитель в связи с бурным ростом торговли чеканил свою собственную монету. Монеты отливали из меди, из бронзы, из золота. Также выставлены стеклянные сосуды, которые свидетельствуют о развитии стеклоделательного ремесла.

Как централизованное государство Саманиды имели государственную структуру, которая состоял из десяти диванов (министерств). Во главе государство стоял эмир, и другие диваны контролировали административные, политические, хозяйственные учреждения.

В период Саманидов мы видим развитие науки и литературы. В этот цветущий период жили и творили великие мастера слов, ученые как А. Рудаки, Ибн Сина, А. Бируни, чьи портреты висят на стене этого зала.

В фонде музея хранятся более 150 рукописей. В экспозиции зала выставлены рукопись А.Бедиля, Давлатшохи Самарканди, Диван Шамси Табрези, Коран и История Табари. Все эти книги свидетельствуют о развитии каллиграфического искусства народов Средней Азии. В экспозиции этого зала имеется оружие, доспехи воина, стрелы и лук. Эти предметы относятся к средним векам.

Искусство резьбы по дереву было развито с древних времён. Об этом свидельствуют разные деревянные колоны IX-X вв., которые выставлены в экспозиции этого зала. Колонны были найдены в кишлаках Курут и Урметан Айниского района. Разнообразные орнаменты этих колонн свидетельствуют о мастерстве его творцов. На колоннах вырезаны разные узоры, растительные, геометрические и т.д.

Эпоха Саманидов была изучена и исследовано выдающимися советскими учеными, как Б.Гафуров, В.В.Баротльд, А.А.Семенов и Н.Негматов. Их труды и фотографии выставлены в витрине этого зала.

В последней витрине экспонируется керамическая и поливная посуда, глиняные лампы, изразцы глиняных и каменных орнаментов Х1У - XV вв.

Зал А. Рудаки

Наряду с другими залами музея есть зал, посвященный жизни и деятельности основоположника таджикско-персидской литературы А. Рудаки.

А.Рудаки родился 858 году в селе Панджруд. Своё детство и отрочество провел на своей Родине. Большую часть своей жизни он провел в Бухаре. После образования централизованного государства в период правления Исмоила Сомони, Рудаки переезжает в Бухару. В этот период престиж и слава поэта также были высоки наряду с эмиром, его везир Балъами был покровителем поэта.

А.Рудаки создал замечательные творения в мире поэзии. Он дал мощный импульс развитию литературы и формированию поэтических форм. Рудаки был "символом и гордостью династии Саманидов". Выдающийся мастер слова А. Рудаки единодушно признан зачинателем поэзии на фарси и является гордостью народов Востока.

"Устод поэтов мира" назвали его современники и преемники, выражая свой восторг и уважения к нему. Его творчество было богато газелями, четверостишьями и поэмами. В своих газелях и поэмах А.Рудаки воспевал свободу, любовь к родине, дружбу, правду и справедливость. В настоящее время от его творчества остались лишь отрывки из оды "Стихи о старости", "Стихи о вине" и из поэмы "Калила и Димна", "Синбоднома".

В конце своей жизни он вернулся в своё село и умер в 941 году, когда ему было 83 года.

В 1940 году по инициативе С.Айни было начато научное исследование жизни и творчества А.Рудаки. В 1956 году была организована антропологическая экспедиция в село Панджруд. В состав этой экспедиции входили учёный-антрополог М.Герасимов, археолог А.Ранов, краевед Р.Махмудов и фольклорист Р.Амонов. В результате этой экспедиции по скелету был установлен портрет поэта.

В октябре 1955 года по решению ЦК Компартии и Совета Министров Таджикской ССР вышел указ о юбилее А.Рудаки. В 1958 году по решению Юнеско весь мир отметил 1100-летие со дня рождения основоположника таджикско-персидской классической литературы А.Рудаки.

На праздновании этого юбилея участвовали гости не только из республик Советского Союза, но и представители других стран как Иран, Индия, Афганистан, Аравия, Турция, Корея, Африка, Вьетнам, Франция, Англия и Германия.

На стене этого зала висят фотографии, рассказывающие об антропологической экспедиции в село Панджруд и праздновании юбилея поэта в 1958 году в г.Пенджикенте и в селе Панджруд.

Далее мы видим фрагменты из кинофильма "Судьба поэта". Этот фильм был снят в 1960 году и в 1961 году в Каире на кинофестивале был удостоен приза "Золотой орел". В этом зале выставлены подарки, которые музей получил в честь 1100-летия со дня рождения великого поэта.

Скульптура А.Рудаки - подарок Азербайджанского скульптора Фуада Абдурахманова. Здесь мы видим копию, оригинал украшает столицу Таджикистана город Душанбе. Также выставлены ковер из ковроткацкой фабрики г. Кайрокума, сюзане, вышитое руками русской художницы Лисиковой.

В 2007 году по инициативе Президента Таджикистана Э.Рахмона было объявлено празднование 1150-летия со дня рождения А. Рудаки в Таджикистане. В сентябре 2008 года весь таджикский народ отмечал 1150-летие поэта, и наш музей получил несколько подарков, которые выставлены в центре этого зала.

На стене висят портрет "А.Рудаки. Кундал" автором, который является Народный художник Таджикистана Кароматулло Гаюр, был подарен в честь 1150-летия юбилея поэта. Сюзане - вышивка, дело рук Никоновой и Лисиковой. На стене висят портреты А.Серебрянского "Возвращение на Родину" и И.Лисикова "А.Рудаки".

Есть фрагменты оперы "Рудаки", которая была поставлена театром Оперы и балета им. С.Айни, и спектакль "Рудаки", поставленный театром им. А.Лохути. Панно с резьбой по дереву с портретом А. Рудаки - дело рук таджикского мастера С.Нуриддинова.

Также в центре выставлены подарки иранского ученого Парвиз Нотили Хонлари в честь 1100-летия А.Рудаки и другие подарки, как юбилейные медаль и книги, которые музей получил в честь 1150-летия великого поэта.

Зал этнографии

Экспонаты следующего зала отражают этнографию таджикского народа. В экспозиции выставлены одежда, вышивка, украшения, посуды из меди и бронзы и деревянные изделия. В первых витринах мы видим одежду XIX и начала XX вв. Здесь представлены образцы женской одежды. В них входят платье из разных шелковистых и хлопчатобумажных тканей.

В другой витрине напротив выставлены образцы мужской одежды: халаты, камзули, сорочка, чалма разных цветов, кожаные шаровары, пояса с украшениями и кожаный кафш. В двух витринах слева представлены чеканенные посуды из меди и бронзы. Также внизу мы видим два блюдца из мрамора с надписью на персидском языке. В двух витринах справа экспонируются женские украшение, которые были широко распространены в конце XIX и в начале XX вв. Эти ювелирные изделия, различные по форме и орнаменту, а также по приготовлению, не похожи друг на друга.

Здесь мы видим налобные украшения: "коши тилло", "тахтачабаргак", "нагрудные украшения", "тавк", "хайкал"; наплечные и накосные украшения: "бозбанд", "пупак", также серьги, браслеты, бусы из коралла. В основном эти изделия изготовлены из высокосортного серебра с инкрустациями из бронзы, золота, кораллов, бирюзы, сердолика, агата, янтаря, лазурита и монет. Эти украшения девушки носили в самые торжественные и радостные дни, также в день свадьбы.

В экспозиции представлена национальная комната с традиционной гахвора, курпача, подушки и дастархан (скатерть), сшитый из лоскутов тканей, и медная посуда. Рядом выставлены такие предметы, как челнок и пряслица. В конце коридора есть витрина, где представлены деревянные изделия: замок, посуда, штампы для нанесения узоров на ткань, подставка для книг и пенал. Также мы видим образцы тканей с узорами. В центре зала выставлены седло и конский убор. Седло обрамлено слоновой костью, убор изготовлен из бронзы и украшен полудрагоценными камнями. Эти предметы относятся к XIX веку.

Наряду с другими искусствами в этнографическом отделе музея важное место занимает искусство вышивания. Фонд музея богат прекрасными и разнообразными сюзане XIX и XX вв. Они вышиты на разных тканях шелковистыми и хлопчатобумажными нитками. Сюзане украшают комнаты новобрачных и этот традиционный ритуал сохранился до наших дней. По технике исполнения и оформления некоторые сюзане даже не уступают хорошему ковру. Узоры вышивки сюзане разные, например, "лолагул" - крупная розетка, окруженная растительным побегом, "тиллодузи" - золотошвейная и т.д. Экспонаты, выставленные в зале этнографии, свидельствуют о высокоразвитой культуре таджикского народа, и до сих пор таджики сохранили обычаи и традиции своих предков.

Зал современного периода и Независимости

Экспонаты этого зала рассказывают об установлении Советской власти в Таджикистане, образовании первых колхозов и совхозов, годы ВОВ и история таджикского народа до образования независимости республики. На стене висят две карты: Средняя Азия в конце XIX и другая Средняя Азия, в начале XX в. В конце XIX и в начале XX веков территория сегодняшнего Таджикистана входила в состав Бухарского Эмирата. В 20-х годах во всех районах Средней Азии была установлена Советская власть. В 1926 году состоялся первый Учредительный Всетаджикский съезд советов. Этот съезд был поворотным пунктом в истории таджикского народа. Он юридически оформил республику и положил начало мирному социалистическому строительству.

В 1929 году, после постановления 2-ой сессии ЦИК СССР, Таджикистан входил в состав СССР, как седьмая Советская Социалистическая республика. В первых витринах выставлены фотографии и документы, рассказывающие о первых годах установления Советской власти в Таджикистане. Здесь мы видим фотографии делегаток Первого Всетаджикского Учредительного съезда советов в 1926 г.

Также рядом есть фотографии представителей партии и государства. В 30-х годах в Средней Азии, в том числе в Таджикистане, образовались первые кооперативные хозяйства. В экспозиции выставлен плуг первого колхоза долины Зарафшона, который назывался "Ворота красного востока". Рядом выставлен дизель, есть документы, рассказывающие о первых годах электрификации в Таджикистане.

Далее мы видим фотографии и документы, которые представляют участие наших земляков в Великой Отечественной войне. Из Таджикистана в этой войне участвовали 260 тысяч человек. Из них 53 человек были удостоены звания Герой Советского Союза.15 человек были удостоены ордена "Славы". Также на турникете выставлены фотографии наших земляков героев Советского Союза И.П.Разин и М.Панфилов.

В Советские годы Таджикистан был одним из высокоразвитых республик в области сельского хозяйства. Народ республики занимался земледелием, табаководством, хлопководством, садоводством, животноводством и производством шелкопряда. В республике успешно развивались программы правительства СССР в области сельского хозяйства. Наряду с другими предметами в зале выставлены образцы современной керамики, прикладного искусства, как тюбетейки, налобное украшение и вышивка.

В конце экспозиции этого зала экспонируются призы спортсменов республики, полученные на международных соревнованиях.

Экспонаты следующего зала музея рассказывают о годах независимости Республики Таджикистан. В сентябре 1991 году, как и другие республики Средней Азии, Таджикистан приобрёл свою независимость. 2 марта 1992 года Республика Таджикистан была признана Организацией Объединённых Наций.

Состоявшаяся в ноябре 1992 г. XVI сессия Верховного Совета Республики Таджикистан в г. Худжанде доказала, что в Таджикистане, в том числе среди избранных народом парламентариев, имеются здоровые мощные силы, способные преградить путь любой авантюре. Такой силой стали народные депутаты в Верховном Совете Республики Таджикистан. Верховный Совет республики Таджикистан на XVI сессии избрал новое политическое руководство во главе с Э.Рахмоном. Именно он как глава государства предложил исчерпывающую программу вывода страны из политического, экономического, культурного и нравственного кризиса.

В первой витрине мы видим фотографии, документы, литературу об истории XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан. В 1994 году Э.Рахмон в результате всенародного голосования был избран президентом Таджикистана. В Таджикистане в этом году была принята Конституция Республики Таджикистан. На стене висят фотографии первых героев Таджикистана С.Айни и Б.Гафурова.

В следующей витрине выставлены фотографии, рассказывающие о 1100-летии государства Саманидов. В годы независимости экономика Таджикистана развивается большими темпами. Страна имеет промышленные предприятия, заводы и фабрики. Одним из них является Совместное предприятие "Зерафшан", которое образовалось на базе таджикского золоторудного комбината. Горы Зеравшанской долины являются бесценным источником природных богатств. Магианская геологоразведочная экспедиция занимается поиском природных богатств с 1948 г. В настоящее время в экспедиции работают 237 работников. В целом разведано 328 месторождений полезных ископаемых, которые имеют огромное значение. На базе разведанных рудников работают СП "Зерафшан" и предприятие по производству мрамора "Лада-мрамор".

На турникете мы видим фотографии работников предприятия. Внизу выставлены два макета золота, образцы полезных ископаемых и спецодежда рабочих. Также есть витрина, где выставлены образцы мраморных изделий.

Учебные заведения, города и села год от года благоустраиваются и обеспечиваются новейшим оборудованием. В городе и регионе работают 136 школ, педагогический институт, медицинское и педагогическое училище, техническое училище, две музыкальных школы и одна гимназия. В районе работают два заслуженных работника образования Республика Таджикистан, два заслуженных учителя Таджикистана, один Кавалер ордена "Славы", один "За выдающиеся заслуги" и 272 имеют звание "Отличника Образования Таджикистана". На витринах мы видим фотографии и документы.

Другая витрина рассказывает о современной медицине. В сфере здравоохранения осуществляются программы по всеобщей медицине. В Пенджикентском районе функционируют 127 лечебных учреждений. В этих учреждениях установлено новейшее медицинское оборудование. В центре зала выставлены современные музыкальные инструменты и книги "Шашмакома". В конце зала на стене висят портрет-кундал Президента Республики Таджикистан Э.Рахмона и рядом с двух сторон - герб и флаг республики Таджикистан. Автором этих портретов является Заслуженный художник Республики Таджикистан Кароматулло Гаюр.

В коридоре на стене висят фотографии, рассказывающие о встречах президента Таджикистана с представителями других стран мира и его визит в Пенджикент.

Зал природы

Таджикистан известен в мире своей неповторимой природой, горными реками, высокогорными хребтами, прозрачными озёрами. Климат континентальный. Самая тёплая точка Таджикистана - это Айвадж (Шаартузский район) и самая холодная точка - Булункул (Мургабский район). 93% Таджикистана составляют горы. На стене висит рельефная карта Зерафшанской долины. Самые высокие горы - Тян-Шанский хребет, Гиссарский, Алайский и Памир.

Таджикистан имеет 947 рек. Из них самые большими являются река Сырдарья (2212 км), Панч (921 км), Зеравшан (781 км), Вахш (524 км).

Природа Таджикистана богата лекарственными растениями. Здесь произрастают 150 видов лекарственных растений, 50 медоносных, 100 видов продовольственных и 120 эфироносных растений.

Животный мир Таджикистана очень богат и разнообразен. В витринах выставлены чучела диких животных, семейства грызунов. В их число входят дикие камышовые кошки, снежный барс, дикий кабан, медведь, лиса, шакал, горные архары. Медведь является хищным млекопитающим животным. Живёт в густых зарослях и питается лесными фруктами. Из крупных хищных животных в высокогорье водятся снежные барсы. Снежный барс очень силен и ловок. Он занесен в Красную книгу. Крупный горный баран-архар и разновидности дикого козла - это представители альпийской зоны. Живут они высоко в горах. Также здесь выставлены куница, ондатра, дикобраз, черепаха, еж, ласка и т.д.

В Таджикистане проживают 365 видов птиц. Их можно встретить в горах, садах и лесных массивах Пенджикента. В других витринах этого зала выставлены некоторые виды этих птиц: пеликан - перелётная птица, коршун, семейство ястребиных, черный и белый аист, журавли, дрофа, млекопитающие птицы. Также мы видим чучела Зерафшанского фазана, куропатки, дрозда, чайки. На потолке зала висят чучела орла и ястреба.

В другой витрине выставлен отряд пресмыкающихся. Это змеи, полозы, гадюки, некоторые виды рыб, фаланга, агама Туркестанская и широконоска. В предгорной степи встречается также крупная ящерица, степная черепаха, желтопузик и другие представители пресмыкающихся.

Завершают экспозицию зала природы две небольшие картины с видом Пенджикента.


Полезные ссылки:

Все фото музея >>>
Республиканский историко-краеведческий музей им. Абу Абдаллаха Рудаки. Музеи Таджикистана
Зал 1. Древний Саразм
Зал 1. Древний Саразм
Зал 1. Древний Саразм
Зал 2. Древний Пенджикент
Зал 2. Древний Пенджикент
Зал эпохи Саманидов
Зал этнографии
Зал этнографии
Зал современного периода и Независимости
Зал природы






О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Условия использования сайта
OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
Разработано креативной группой OrexCA.com
Условия использования портала
Все услуги лицензированы
ISO 9001:2008
Наши контакты:
E-mail: info@OrexCA.com
Телефон в Москве: +7 (495) 108 04 32
Телефон в Ташкенте: (+998 71) 200 96 00
Факс: (+998 71) 230 96 55
Адрес: Ташкент, улица Мукими, 142/1
Схема проезда